Одна моя знакомая в ходе наших многочисленных дискуссий об искусстве обратила внимание на то, что, кажется, невозможно создать интересного персонажа, так или иначе, не пострадавшего от каких-нибудь лишений. Не то, чтобы я с этим был согласен, но тяжело не заметить то, что жизнь многих популярных героев можно разделить на «до» и «после» какой-то личной трагедии. За примерами далеко ходить не надо – достаточно взглянуть на популярных сейчас героев масс-культуры. Хаус (до и после травмы ноги), Тирион (до и после «шутки со свадьбой»), Глокта (до и после пленения). Наличие переломного момента в судьбе, бесспорно, необязательно для создания многогранного образа, но для достижения этой цели, подходит прекрасно.
Тем не менее, образ Макса Пейна идеально подходит под описанный моей знакомой критерий. В его жизни было немало лишений и личных травм, однако основным сюжетообразующим событием серии является трагическая гибель его семьи. Этот день навсегда разделил жизненный путь протагониста на «до» и «после» и разрушил счастливую, хотя и несколько стагнирующую жизнь Пейна. Почему стагнирующую? Ответ кроется в диалоге Макса с его старым другом Алексом Болдером в день трагедии.
Алекс приглашает Макса работать в отделе по борьбе с наркотиками, но протагонист отказывается, аргументируя это тем, что ему семья дороже, при этом – демонстративно потушив последнюю сигарету. «Вредно для девочки», говорит детектив Пейн. Мы видим довольного жизнью человека, дошедшего до определённого положения и решившего в нём застыть. Жена, дочь, непыльная работа, покер с друзьями по вечерам и никакого риска это всё потерять.
«Когда ты строишь свою жизнь вокруг одной вещи, одной цели, ты рискуешь потерять всё и сразу», - писал Джо Аберкромби. Именно это и случилось с Максом, когда он тем вечером вернулся домой и обнаружил, что его американская мечта обернулась прахом.
Потеряв устойчивое положение, Пейн сдвинулся с мёртвой точки, решив изменить образ жизни, в то же время зациклившись на гибели близких, замкнувшись в себе. Решив, что терять уже нечего, детектив переходит в отдел по борьбе с наркотиками и внедряется в банду наркоторговцев Джека Люпино. При этом единственным человеком, с которым Макс поддерживает близкий контакт, остаётся Алекс. Да, главный герой также общался с информатором, известным как П. П., но о дружеских с ним отношениях данных нет.
Ввязавшись в перестрелку с бандитами на станции метро, Макс не особо рефлексирует по поводу убитых преступников. Это можно связать с тем, что его характер ожесточился после гибели семьи, но я не склонен так считать. Пейн годы провёл среди бандитов, он видел их насквозь, знал, на что они способны и как они живут. Ему нет смысла считаться с жизнями тех, кто не считается с жизнями других людей.
Тем не менее, для него было важно осознавать, что он выше, лучше людей, с которыми он борется. Это становится очевидным, когда, застрелив мирного служащего метро, Макс в упрёк себе говорит «Похоже, давление было слишком сильным для меня. Я опустился до их уровня». Именно поэтому, в дальнейшем, Пейн оставляет в живых Винни Гоньити – просто чтобы чувствовать себя лучше.
Существует точка зрения, что с Алексом Макс также был не слишком близок после смерти семьи. Однако следует обратить внимание на трагическую музыку, играющую в сцене гибели Алекса и постановку самой сцены. Эти приёмы дают понять, что Пейн воспринимает смерть Алекса как удар страшной силы, как очередную трагедию. Впрочем, эту постановку также можно трактовать как осознание Максом раскрытия его личины, осознание того, что теперь на него охотятся бандиты Люпино и ему некуда бежать. Но и это не так: если бы Пейн осознал своё положение в момент гибели Алекса, он не пытался бы договориться с братьями Финнито в отеле. Полагая, что его по прежнему считают своим, Макс входит в отель Люпино как к себе домой, и уже там осознаёт, что мафия знает правду.
Следует отметить, что Мона Сакс во время действия первой части игры особой роли для сюжета не играла и во многом использовалась авторами в качестве сюжетного механизма. Судите сами: она не убивает Макса (хотя и описывается как профессионал своего дела), наводит его на Пунчинелло, после чего опаивает его снотворным, и в итоге «гибнет» от пули. Да, между ними явно проскакивала искорка, и она симпатизировала главному герою (отчасти – из желания отомстить за сестру), но отношений между ними как таковых не было. Они просто встречались, обменивались репликами и расходились.
То же самое можно сказать и о Владимире Леме, только он всё же сыграл более весомую роль в развитии истории и сам по себе был более ярок. Преследуемый полицией и мафией, Макс отчаянно нуждался в поддержке, а Лем – в человеке, который согласится совершить суицидальный налёт на верфь его конкурента. В итоге, между ними возникло если не доверие, то некоторая симпатия – точно. Лихой Лем видел в Пейне не только полезный инструмент, но и отчасти – родственную душу, такого же, готового на всё, отчаянного парня. Для Макса же, Влад был просто человеком, который был готов ему помочь, пусть и не бескорыстно. Это – повод для приятельских отношений (которые продолжились в дальнейшем), но дружбой я бы это не назвал.
Лем отвозит Макса в особняк Пунчинелло, мафиозной семьи, на которую работала банда Джека Люпино, и там мы встречаемся с нашим антагонистом, президентом корпорации Aesir Николь Хорн. В этот момент мы ещё не знаем её имени, но она уже предстаёт как самый жестокий и коварный персонаж из всех виденных нами в ходе повествования. В глазах Пейна она предстаёт как смертельный враг, как корень зла и ключ к возмездию. По большому счёту, из всех тех людей, которые погибли от руки Макса, действительно он ненавидел только Николь Хорн. Ну и П. П. тоже, ведь это он застрелил Алекса и подставил Макса. С ним у Пейна разговор короткий – прорыв по этажам парковки, пуля в голову и один из близких нашему герою людей отмщён.
Интересно выглядят отношения Макса Пейна и сенатора Альфреда Уодена. Чем-то они похожи на отношения с Владимиром Лемом, только на сей раз о родстве характеров речь не идёт – исключительно вынужденное партнёрство. Макс не доверяет Уодену – с чего бы? Едва ли сенатор, один из самых могущественных людей в мире, будет оставлять в живых беглого преступника, тем более – знающего так много (это подозрение подтвердилось во второй части). Впрочем, не думаю, что в этот момент Макса волновали его шансы на выживание. Карты открыты, тайны разгаданы, осталось лишь поставить точку в этой истории последним выстрелом.
Нельзя не обратить внимание на то, что саундтрек во время перестрелок с «убийцами-в-костюмах», элитными боевиками Aesir, теряет намёк на обречённость и превращается в наполненное яростью и адреналином техно. В эти моменты Пейн чувствует близость цели, чует запах крови Хорн. По коридорам небоскрёба Aesir он проносится смертоносным вихрем и в итоге убивает Николь, отомстив таким образом за свою сломанную жизнь.
Той ночью Макс назвал себя победителем: убийца его семьи мертва, Уоден сдержал данное слово – казалось бы, можно начинать новую, полноценную жизнь. Что же, на деле он оказался проигравшим. Отомстив за смерть своей семьи, Пейн потерял цель, потерял смысл двигаться дальше. Он стал героем без злодея, остался замкнутым, несчастным, мучимым кошмарами и чувством вины.
Вообще, если говорить о второй части серии, то она даёт не настолько много материала для анализа личности главного героя. Если в первой игре у Макса был сильнейший личный мотив, искреннее вовлечение в происходящее, то в события второй он попадает, по сути, случайно. Тем не менее, есть любопытные моменты и здесь.
Например – то, что Пейн, по сути, не любил Мону Сакс. Его к ней влекло, он испытывал страсть, но это нельзя назвать любовью, иначе он просто не пережил бы её смерть (при том, что сама игра заканчивается на довольно оптимистичной ноте). Дело в том, что Макса подсознательно влекло к свидетелям его возмездия, к людям, пережившим этот кошмар. Ему приятно знать, что хоть чью-то жизнь Макс (который до сих пор винит себя в гибели семьи) не сломал окончательно. В самом деле: с Владом он поддерживает приятельские отношения, к Моне испытывает влюблённость… чёрт, даже к Винни Гоньити он относится с добродушной иронией! Сравните это с холодными, отстранёнными диалогами между Пейном и его коллегой, детективом Уинтерсон.
Вообще, если говорить о Моне, то Максу, привыкшему, что его отношения с женщинами заканчиваются плохо для последних, было вдвойне важно то, что Мона выжила. Именно поэтому, он стреляет в Уинтерсон, чтобы спасти киллершу – Пейн подсознательно видит в Моне свою жену. Свою выжившую жену. При этом, сама Мона, похоже, влюблена в нашего героя всерьёз – иначе она бы воспользовалась одной из множества возможностей убить его (как ей приказывал Уоден). Да и не будем забывать о зашкаливающем драматизме сцены, когда Мона прорывалась через захваченный людьми Влада дом, чтобы спасти Макса.
Владимир Лем в свою очередь показал, что никогда не воспринимал Макса как друга. Он отдаёт приказ о его уничтожении без сожалений (хотя и остаётся при этом всё таким же лихим, отчаянным парнем). В финальной схватке с Пейном, он говорит, прямо скажем, жутковатые вещи о том, что Максу стоило бы просто сдаться, принять смерть – он в любом случае потерял всё и не приносит ничего кроме несчастья. В то же время, сам Макс воспринял предательство Лема практически настолько же спокойно, как и предательство П. П. в первой части, что также показывает отсутствие действительно крепкой связи между ними.
В конце игры, Макс произносит такие слова: «Мне снилась жена. Она была мертва… и всё было в порядке». Мона показала Максу Пейну, что он может жить дальше. Если он смог обрести смысл жизни в лице влюблённой в него киллерши, что мешает ему найти новый смысл в ком-то другом, забыть трагедию и двинуться дальше?
Ведь именно об этом и пела группа Poets of the Fall в финальных титрах. В ночь, навстречу новой жизни, сказав своему прошлому запоздавшее «прощай».